СНОБИЗМ 2

ПРИЧИНА СНОБИЗМА
Комплексы, комплексы еще сто раз комплексы. Если человек вращается среди людей, которые богаче его, известнее или красивее, к тому же если это человек ранимый и тщеславный, он сравнивает себя с окружающими - не в свою пользу. От этого общества, которое он считает лучше себя, человек ограждается высокомерием. В общем, снобизм связан с неосуществленными возможностями - человек словно отвечает презрением и снисходительностью на мнимое презрение общества к нему.
ПРИМЕР
Сальвадор Дали был очень стеснительным человеком. К тому же мнительным и психически расстроенным. У художника были проблемы в отношениях с людьми: он удивлял знакомых (и не-знакомых) замкнутостью, молчаливостью, переходящей в истерики. Для того чтобы решить трудности в общении, Дали решил подчеркнуть странности: он раздул собственные чудачества до такого размера, что люди, вместо того чтобы сторониться странного молодого человека, наоборот, мечтали поглядеть на его выходки.
Став известным, Дали не изменил поведение, он лишь доработал и приспособил свою тактику под новые условия. По его мнению, для успеха в свете, мало было оставаться чудаком, надо было стать снобом: "Чтобы добиться высокого и прочного положения в обществе, если вы к тому же наделены незаурядными талантами, весьма полезно еще в самой ранней юности дать обществу, перед которым вы благоговеете, мощный пинок под зад коленом. После этого сделайтесь снобом. Вот как я. Когда я приехал в Париж, меня буквально преследовала какая-то навязчивая идея, пригласят ли меня во все те дома, где, по моим тогдашним представлениям,, мне следовало бы быть. Едва оказавшись в светской компании, я немедленно выкидывал другой, еще более изощренный и остроумный снобистский номер. Там я говорил: "Весьма сожалею, но буду вынужден покинуть вас пораньше, сразу же после кофе, у меня сегодня встреча с группой сюрреалистов", которую я представлял им как некое закрытое для непосвященных сообщество, проникнуть в которое куда трудней, чем попасть в любой аристократический дом".
Правда, благодаря такой политике, во второй половине жизни у художника разыгралась ошеломляющая, поражающая своей искренностью и патетичностью...
МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ
Logic
Дали настаивал на своем абсолютном превосходстве над лучшими художниками, писателями, мыслителями всех времен и народов. Пожалуй, лишь к Рафаэлю и Веласкесу он относился сравнительно снисходительно, то есть позволял им занять место где-то рядом с собой.
Поначалу его ненавидело общество - средние классы, чьи ценности Дали разрушал на каждом шагу. Потом его невзлюбили коллеги по иеху - художники не сюрреалисты, писатели, поэты, а закончилось все скандалами и ссорами с дружеским кругом сюрреалистов. Дали перегнул. Его протесты, отрицания и "оригинальная точка зрения" превратились в бесконечное оплевывание всех и вся и возвеличивание себя как полубога или пророка.
АНЕКДОТ
Всемирно известного тренера спрашивает журналист:
- Как вы рисуете себе образ идеального футболиста? Какими качествами он должен обладать?
- Высокая самодисциплина, соблюдение режима, беспрекословное следование указаниям тренера, лояльность к противнику, уважение к арбитрам, чувство товарищества...
- Но таких людей очень мало!
- Таких людей сколько угодно. Но у них есть недостаток: они не умеют играть в футбол.
Конечно, когда человека знают и любят тысячи (а иных и миллионы), когда фанаты одолевают признаниями, когда пресса печатает о нем бесконечные истории - трудно не чувствовать разницы между собой и "людьми вообще". Но дело тут вот в чем: разницу чувствовать можно, но культурный человек ни за что этой разницы не покажет.